Да уж. Времени. Времени в ожидании перемен неузнаваемо переменившем-бы весь наш мир. Время, освоения космоса, время развития атомной энергетики, телевидения... да просто время когда ожидалось проснуться в самом радужном, светлом будущем...
Да просто фантастическое время... и вот в это время, когда две державы Англия и Франция в конце ноября 1962 года подписали соглашение о проекте Concorde, буквально прошло всего полгода, как две супердержавы СССР и США заявили, что тоже заинтересованы в создании сверхзвуковых лайнеров... И...
И ... учреждают свои аналогичные проекты...
Ну а то как же!... тут уж как гонка прям планетарного значения. Ну кто кому нос утрёт...Утёрли...
Всё так типично, как для того времени, так осталось типично и в нынешнее. Всё ведь выхваляемся друг перед другом... Ну каждая сторона жаждет быть впереди и что бы другая вздрагивала в испуге, что её технически обогнали...
И вот. Ну да. Опередили. И Ту-144 взлетел 31 декабря 1968 года, что на три месяца раньше "Конкорда". Да и раньше вышел на плановый сверхзвук... Но...
Но вот карьера его не стала счастливой...Жаль конечно.
Да ведь первые его экземпляры были как символы наших достижений в авиационной промышленности. Да можно сказать и в целом всей страны. Но и только.
Да. Вот это всё, ведь оказалось и непргодным и неприемлимым в реальной жизни.... Увы!
Ведь максимальная дальность полёта составляла 3 000 км. А это была ведь проблемма найти маршрут полёта...
На международные маршруты не поставишь, из-за колоссального воздушного удара при преодолении звукового барьера, правда предлагалось, что Ту-144 летит над сушей на дозвуковой скорости, а над Балтикой и дальше, ну вплоть например до Британии, разгоняется до своих крейсерских двух с лишним тысяч километров в час... НО!
Но вот произведя курсовые расчеты и... получили плачевный итог.
Оказалось, что время в пути, по сравнению , ну например с Ту-104 сокращалось на смехотворные полчаса...А!
А горючего уходило впятеро больше. Каково!?
Конечно, были произведены модификации, появился уже Ту-144Д...И...
Первое - был разработан более совершенный двигатель. Конечно. ведь при разработке проекта надо было военным конструкторам покрутиться. Ведь для них было в новинку считать керосин, и , соответственно деньги. Ну да. Ведь двигатель надо было проектировать практически с нуля. Ведь пассажирские самолёты просто привязаны к эффективности, в денежном её смысле. Они ведь должны просто напросто окупаться...Но!...
Но вот реверсирование двигателей так и не было реализовано, и ведь "Туполев" замедлялся при приземлении посредством парашютов... Правда...
Двигатели были менее шумными чем у "Конкорда", но вот при этом шумо- и виброизоляция оказались гораздо хуже
Второе - вторая модификация Ту-144Д, уже вышла на максимальную дальность чуть более 6 000 километров. И это уже позволяло летать в Хабаровск и Алма-Ату и совершать полёты в пределах Европы.
Но... Преследовали этот проект, в который было вложено 400 000 000 рублей технические проблемы. Ведь самолёт создавался усилиями нескольких конструкторских бюро, которые работали ещё над множеством других проектов, в том числе и более первостепенными в стратегическом плане. а ведь вот такое распыление и создает недоработки и создает то, что вот и создали. Да ведь некоторые самолёты доводились уже после запуска в производство и после получения сертификата летной годности.
Да Ещё. Пилоты с момента взлёта и до захода на посадочную траекторию почти не видели пространство по курсу самолёта, кабина ведь не имела выступающего лобового стекла. При взлёте и посадке 7-метровая секция носа опускается вниз на 12 градусов специально для того, чтобы экипаж мог видеть полосу. Кстати, такое же решение было и у "Конкорда".
Да, ещё добавлю. Салон был вместительней - до 150 человек, но вот кресла устанавливались ещё теснее. ( у "Конкорда" - посадочных мест - 92-100, максимальное количество пассажиров - 128)
Ай! просто с экономической точки зрения Ту-144 был просто разовым воплощением наших достижений, показом того, что мы достигли и можем сотворить...Но!
Но, "Конкорд " продержался 30 лет, правда для него были потребители, которые пусть и не сразу, но могли окупить его полёты...А...
А вот наши Ту-144 перевезли - точная цифра! - 3 284 человека.
Средняя загруженность рейсов составляла 35%.
Комплекс обслуживания был таков, что просто для "Аэрофлота" стал настоящим проклятием. А уж когда случилась третья авиакатастрофа, то этот самолёт просто сняли с производства и с полётов.
Вот так и закончились полёты Ту-144 (проект 044), хотя ведь проект был более удачен чем "Конкорд".
А всего их было собрано 16 единиц.
разбились - 3
переоборудован в летающую лабораторию - 1...
...а остальные хранятся в музеях, в ангарах авиазаводов, часть разукомплектована...А...
А в общем, не очень счастливая судьба досталась ему, и всё по нашей вине...всё ведь, спешка, неорганизованность, несогласованность, разбросанность конструкторских бюро, а в конечном просто спешка, а вот спешка до добра не доводит. А "показуха" так и вообще бьет ниже пояса, как вот в этом случае... И...
И желалось-бы, что бы осуществилась идея полётов на этой вот так заманчиво звучащей сверхзвуковой ... и помоему всё уже имеется для решения этой задачи... И...
И единствено, что не надо брать с собой при решении этого проекта, так это спешку и показуху.