-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Топ_Менеджер

 -Подписка по e-mail

 


Средневековая Европа, если Вам нравятся рыцари и романтика,тогда немного фактов...

Воскресенье, 12 Июля 2009 г. 14:29 + в цитатник
 (250x357, 24Kb)
Вырезки из описание средневековой Европы.

Средневековье вполне заслуженно пахнет нечистотами и смрадом гниющих тел. Города отнюдь не походили на чистенькие павильоны Голливуда, в которых снимаются костюмированные постановки романов Дюма. Швейцарец Патрик Зюскинд, известный педантичным воспроизведением деталей быта описываемой им эпохи, ужасается зловонию европейских городов позднего средневековья: «Улицы провоняли дерьмом, задние дворы воняли мочой, лестничные клетки воняли гниющим деревом и крысиным пометом, кухни - порченым углем и бараньим жиром; не проветриваемые комнаты воняли затхлой пылью, спальни - жирными простынями, сырыми пружинными матрасами и едким сладковатым запахом ночных горшков. Из каминов воняло серой, из кожевенных мастерских воняло едкой щелочью, из боен воняла свернувшаяся кровь. Люди воняли потом и нестираной одеждой, изо рта воняло гнилыми зубами, из их животов - луковым супом, а от тел, если они уже не были достаточно молоды, старым сыром, и кислым молоком, и онкологическими болезнями. Воняли реки, воняли площади, воняли церкви, воняло под мостами и во дворцах. Крестьянин вонял как и священник, ученик ремесленника - как жена мастера, воняло все дворянство, и даже король вонял, как дикое животное, а королева, как старая коза, и летом, и зимой».

Королева Испании Изабелла Кастильская (конец XV в.) признавалась, что за всю жизнь мылась всего два раза - при рождении и в день свадьбы. Дочь одного из французских королей погибла от вшивости. Папа Климент V погибает от дизентерии, а Папа Климент VII мучительно умирает от чесотки (как и король Филипп II). Герцог Норфолк отказывался мыться якобы из религиозных убеждений. Его тело покрылось гнойниками. Тогда слуги дождались, когда его светлость напьется мертвецки пьяным, и еле-еле отмыли.

Давно гуляет по анекдотам сохранившаяся записка, посланная имевшим репутацию прожженного донжуана королем Генрихом Наваррским своей возлюбленной, Габриэль де Эстре: «Не мойся, милая, я буду у тебя через три недели». Сам король, кстати, за всю свою жизнь мылся всего три раза. Из них два раза по принуждению.

Русские послы при дворе Людовика XIV писали, что их величество «смердит аки дикий зверь». Самих же русских по всей Европе считали извращенцами за то, что те ходили в баню раз в месяц - безобразно часто (распространенную теорию о том, что русское слово «смердеть» и происходит от французского «мерд» - «говно», пока, впрочем, признаем излишне спекулятивной).

В руководстве учтивости, изданном в конце 18-го(!) века (Manuel de civilite. 1782.) формально запрещается пользоваться водой для умывания, «ибо это делает лицо зимою более чувствительным к холоду, а летом к жаре».

Европейские города утопали в нечистотах.

Моющих средств, как и самого понятия личной гигиены, в Европе до середины ХIХ века вообще не существовало... Однако атмосферу отравляли не только экскременты. Мясники забивали скот прямо на улицах и там же потрошили туши, разбрасывая кишки и сливая кровь на тротуары. Вонь распространялась на всю округу.

В позднем Средневековье люди научились перерабатывать мусор и экскременты. Мочу, например, собирали для обработки кожи и отбеливания ткани, а из костей животных делали муку. В старину художники ставили возле ферм бочки для мочи, на которой они замешивали краски (в Древнем Риме использовали даже мочу из общественных уборных — ее продавали красильщикам шерсти и дубильщикам кожи). То, что не подлежало переработке, оставалось валяться на улице.

Улицы мыл и чистил единственный существовавший в те времена дворник — дождь, который, несмотря на свою санитарную функцию, считался наказанием господним. Дожди вымывали из укромных мест всю грязь, и по улицам неслись бурные потоки нечистот, которые иногда образовывали настоящие реки. Так, например, во Франции возникла речушка Мердерон («мерд» в переводе — дерьмо).

Если в сельской местности рыли выгребные ямы, то в городах люди испражнялись в узеньких переулках и во дворах...

«Тот, кто освободил бы город от страшной грязи, стал бы самым почитаемым благодетелем для всех его обитателей, и они воздвигли бы в его честь храм, и они молились бы на него» - писал французский историк Эмиль Мань в книге «Повседневная жизнь в эпоху Людовика XIII». Но таких «освободителей» никак не находилось.

С тех пор, как король Франции Филипп-Август в XII веке упал в обморок от невыносимой вони, поднявшейся от проезжавшей мимо дворца телеги, взрыхлившей наслоения уличных нечистот, с антисанитарией в Париже ничего не менялось вплоть до середины XIX века.

За отсутствием запрещенных христианством бань цивилизованный и просвещенный Париж плескался в городских фонтанах средь бела дня. Остальные граждане не мылись вовсе.

В Лувре, дворце французских королей, не было ни одного туалета. Даже типа описанных выше башенок с отверстиями и соломой. Опорожнялись во дворе, на лестницах, на балконах. При «нужде» гости, придворные и короли либо приседали на широкий подоконник у открытого окна, либо им приносили «ночные вазы», содержимое которых затем выливалось у задних дверей дворца.

комментарий Циника: Приседать на широкий подоконник для дефекации не очень то удобно. Жопа может перевесить, особенно если пьян или бесы вокруг летают от спорыньи. Наверняка и падали пачками. Логичнее было бы продлить окно до пола, но защитить проем решеткой... Кажется, мы говорим об истории появления так называемых «французских балконов»?

То же творилось и в Версале, например во время Людовика XIV, быт при котором хорошо известен благодаря мемуарам герцога де Сен Симона. Придворные дамы Версальского дворца, прямо посреди разговора (а иногда даже и во время мессы в капелле или соборе), вставали и непринужденно так, в уголочке, справляли малую (и не очень) нужду. Известна история, которую так любят рассказывать Версальские гиды, как однажды к королю прибыл посол Испании и, зайдя к нему в опочивальню (дело было утром), попал в неловкую ситуацию - у него от королевского амбре заслезились глаза. Посол вежливо попросил перенести беседу в парк и выскочил из королевской спальни как ошпаренный. Но в парке, где он надеялся вдохнуть свежего воздуха, незадачливый посол просто потерял сознание от вони - кусты в парке служили всем придворным постоянным отхожим местом, а слуги туда же выливали нечистоты.

Король-Солнце, как и все остальные короли, разрешал придворным использовать в качестве туалетов любые уголки Версаля и других замков. Стены замков оборудовались тяжелыми портьерами, в коридорах делались глухие ниши. Но не проще ли было оборудовать какие-нибудь туалеты во дворе или просто бегать в тот, описанный выше, парк? Нет, такое даже в голову никому не приходило, ибо на страже Традиции стояла ...диарея. Беспощадная, неумолимая, способная застигнуть врасплох кого угодно и где угодно. При соответствующем качестве средневековой пищи понос был перманентным. Эта же причина прослеживается в моде тех лет (XII-XV вв.) на мужские штаны-панталоны состоящие из одних вертикальных ленточек в несколько слоев.

В СРЕДНЕВЕКОВОМ ПАРИЖЕ ОТХОДЫ ВЫЛИВАЛИ В ОКНО
Средние века не принесли нововведений в части туалетостроения. Крестьяне по-прежнему ходили в уличные туалеты, а в обнесенных стенами городах и крепостях появились сортиры, встроенные в стены. Результаты человеческих усилий стекали за стены города. Представьте себе запах, окружающий средневековые города!
Невзирая на новинки инженерной мысли в виде покатых желобов, города продолжали плохо пахнуть. Особенно в этом преуспел Париж. Изданный в 1270 году закон гласил, что «парижане не имеют права выливать помои и нечистоты из верхних окон домов, дабы не облить оным проходящих внизу людей». Не подчиняющимся следовало платить штраф. Однако этот закон вряд ли исполнялся – хотя бы потому, что через сто лет в Париже был принят новый закон, разрешающий-таки выливать помои из окон, прежде трижды прокричав: «Осторожно! Выливаю!» Тех, кто оказывался внизу, спасали только парики.
Однако не только простые парижане лили друг другу на головы свои отходы, этим же занималась и французская знать. В 1364 году человек по имени Томас Дюбюссон получил задание «нарисовать ярко-красные кресты в саду или коридорах Лувра, чтобы предостеречь людей там гадить – чтобы люди считали подобное в данных местах святотатством». Добраться до тронного зала было само по себе очень «запашистым» путешествием. «В Лувре и вокруг него, – писал в 1670 году человек, желавший строить общественные туалеты, – внутри двора и в его окрестностях, в аллеях, за дверьми – практически везде можно увидеть тысячи кучек и понюхать самые разные запахи одного и того же – продукта естественного отправления живущих здесь и приходящих сюда ежедневно». Периодически из Лувра выезжали все его знатные жильцы, чтобы дворец можно было помыть и проветрить.

Блохи

Методы борьбы с блохами были пассивными, как например палочки-чесалочки, которые использовали что бы не повредить то сложное сооружение на голове именуемое париком. Из париков этими палочками блох и вычесывали. Со вшами было бороться сложней. Французские красавицы и элегантные франты в своих роскошных париках носили сделанные из золота хитроумные приспособления - для ловли тех же блох. В блохоловки (есть и в Эрмитаже), клали кусочек шерсти или меха, политый кровью. Во Франции роль блохоловки играла миниатюрная вилочка с подвижными зубцами-усиками, которую светские модницы носили на шее. Блошиные ловушки не очень надежно защищали своих хозяев от надоедливых паразитов, зато дамы той эпохи придумали способ, как использовать блох в искусстве флирта. Вскрикивая от мнимых и настоящих блошиных укусов, они приглашали тем самым кавалеров к поискам зловредного насекомого. В ту пору самой эротической забавой мужчин считалось поймать блоху на любимой.

Знать с насекомыми борется по своему - во время обедов Людовика XIV в Версале и Лувре присутствует специальный паж для ловли блох короля. Состоятельные дамы чтобы не разводить «зоопарк» носят шелковые нижние рубашки, полагая, что вошь за шелк не уцепится... ибо скользко. Так появилось шелковое нижнее белье, к шелку блохи и вши действительно не прилипают.

Большое распространение приобрел «блошиный мех» - носимый на руке или возле шеи кусочек меха, куда, по мысли средневековых дам, должны были собираться блохи, и откуда их можно потом вытрясти куда-нибудь на землю. Лучший подарок возлюбленным и супругам - чучела пушных зверей для этих же целей. Чучела были инкрустированы драгоценными камнями. На картинах вроде «Дама с горностаем» (только это не горностай, а белый хорек - фуро) или «Королева Елизавета I с горностаем», как раз и изображены чучела или зверьки, используемые как блошиный мех. Их носили с собой, как позднее дамы носили декоративных собачек. Кроме собачек еще держали ласк, как раз для ловли блох. Начиная с XVI века, куницы, хорьки, горностаи и крохотные собачки служили своим хозяйкам живыми блохоловками, защищавшими их от надоедливых насекомых. У мелкого зверя температура тела выше, чем у человека и он в отличие от дамы ловит блох все время и зубами. Наконец те же собачки, водимые под юбкой...
Рубрики:  интересно в мире
история
Метки:  

Процитировано 5 раз

Adelice   обратиться по имени Воскресенье, 12 Июля 2009 г. 14:57 (ссылка)
что-то мне уже не нравиться средневековье
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 12 Июля 2009 г. 15:02ссылка
Di-Shoko, а раньше хотелось?)
Clockwork_Cherry   обратиться по имени Воскресенье, 12 Июля 2009 г. 15:24 (ссылка)
Ыыыыы))) Скотобаза какая-то, а не Европа)) Я всегда их в этом подозревала)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 13 Июля 2009 г. 02:56ссылка
Исходное сообщение Clockwork_Cherry
Ыыыыы))) Скотобаза какая-то, а не Европа)) Я всегда их в этом подозревала)


Вы верите в Бога? Я не спрашиваю вас верите ли вы словам о Боге. Камерарий Ленгдону. ангелы и Демоны - мораль. верьте европе, а не словам о ней.
Перейти к дневнику

Понедельник, 13 Июля 2009 г. 09:45ссылка
myparis, да кино и книга рулит...как и холливуд....
dontbesoguzya   обратиться по имени Воскресенье, 12 Июля 2009 г. 15:44 (ссылка)
Зато сейчас ситуация резко поменялась - в Европе улицы каждую неделю моют, а у нас хорошо, если мусор раз в неделю вывезут...
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику
Перейти к дневнику

Понедельник, 13 Июля 2009 г. 02:53ссылка
Исходное сообщение TwelveOz_Scherzo
Зато сейчас ситуация резко поменялась - в Европе улицы каждую неделю моют, а у нас хорошо, если мусор раз в неделю вывезут...


В ТОЧЬКУ!!!!!
natalielife   обратиться по имени Воскресенье, 12 Июля 2009 г. 19:33 (ссылка)
Любопытная тема! Радует, что мы (славяне) были на этом фоне вовсе не грязными...У Зюскинда меня тоже это зацепило, но подробнее исследовать я не собралась.Утащу на память.
Ответить С цитатой В цитатник
myparis   обратиться по имени Воскресенье, 12 Июля 2009 г. 19:49 (ссылка)
А где вы видели панталоны состоящие из одних вертикальных ленточек в несколько слоев? поясните на примере.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику
Миримэ   обратиться по имени Понедельник, 13 Июля 2009 г. 00:57 (ссылка)
нам это в шестом классе рассказывали на истории.
мама мне сказала, что блохи на людях не живут
а как можно умереть от вшивости?
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 13 Июля 2009 г. 02:59ссылка
мудрая мама имела в виде на чИстых людях.
Перейти к дневнику

Понедельник, 13 Июля 2009 г. 03:41ссылка
сказала, что только вши.
Перейти к дневнику

Понедельник, 13 Июля 2009 г. 09:50ссылка
Миримэ, от болезни которая называется фтириазис умер Луций Корнелий Сулла Ну, чтобы заболеть, требовалось не просто завести вшей, но и чтобы в ранку от их укуса попала какая-нибудь зараза, которая послужила бы причиной воспаления. Не думаю, что эта болезнь была столь уж редка. Логично предположить, что среди знати она действительно встречалась нечасто, а среди бедных людей — сплошь и рядом. И Сулла вполне мог подцепить где-нибудь вшей и попасть в тот самый процент заболевших.
Перейти к дневнику

Понедельник, 13 Июля 2009 г. 11:20ссылка
что и требовалось доказать.
ранку можно нанести каким угодно способом.и каких угодно паразитов можно назвать вшами)
а плутарх врет))
Drow_Luft   обратиться по имени Понедельник, 13 Июля 2009 г. 08:35 (ссылка)
брр)))
я права, что не хотела жить в средневековье)))
как мне сказали, меня бы там вообще сожгли, сказав, что я ведьма)
так что не, не, не)))
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику
Перейти к дневнику

Понедельник, 13 Июля 2009 г. 19:39ссылка
Топ_Менеджер, меня из-за цвета глаз сожгли бы)))
они у меня разные:))
Перейти к дневнику

Вторник, 14 Июля 2009 г. 09:35ссылка
Mrs_Luft, я по фото не заметил....
Перейти к дневнику

Вторник, 14 Июля 2009 г. 10:01ссылка
Топ_Менеджер, на фотке они одно цвета, бывают другого)))
все зависит от настроения и моего состояния)
El_diablillo_Ludzhi   обратиться по имени Понедельник, 13 Июля 2009 г. 12:37 (ссылка)
нет, мне не по нраву Европа 15 века (да и вообще Средневековья)....мне больше США 18 - 19 веков...
короче эпохи ближе к нашему времени...
может сделаю исключение более древние эпох, вроде Китай, Древний Рим...
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 13 Июля 2009 г. 13:13ссылка
древний Китай то же не подарок...El_diablillo_Ludzhi,
Аноним   обратиться по имени Четверг, 23 Июля 2009 г. 17:35 (ссылка)
Статья совершенно бредовая.
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать ветку
Перейти к дневнику
Аноним   обратиться по имени Четверг, 23 Июля 2009 г. 18:20 (ссылка)
sapienti sat:-))))
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать ветку
Перейти к дневнику
Лезгафт   обратиться по имени Среда, 19 Августа 2015 г. 20:23 (ссылка)
А вот поговаривают, что не все так однозначно
http://www.liveinternet.ru/users/sashoki/post369692264/

Правда, как-то там уж поверхностно
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 21 Августа 2015 г. 08:47ссылка
Лезгафт, спасибо, на выходных ознакомлюсь
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку